вторник

Ханты-Мансийск - Берёзово: по Иртышу – на теплоходе «Чернышевский», путешествие в песнях, заметках и фотографиях. Часть третья.

Напомню, что мы, вместе с Мишей и Сашей, по великому Иртышу добрались до северного города Ханты-Мансийск. Скоро с берега обратит своё приветливое лицо прекрасная девушка. Она, вдохновенная, с платочком в руке провожает и встречает всех тех, для кого река – дорога. Значит – и нас!
- Коряги на берегу стали мельче, валяется хворост. По берегам - березы и шиповник. Песчаные косы и отлогие илистые берега, заросли тальником. В крутые яры уходят целые пласты грунта с деревьями. Они торчат из воды, стоя в реке чуть не по макушку. Но! Пропали свалки мусора прямо у воды, которые отравляли прелесть путешествия от самого Омска. Чем дальше на Север, тем бережнее люди относятся и к водоёмам, и к сохранности природы. Вынужденно бережнее – в тундре, на мерзлоте любой рубец, оставленный человеком на лице Земли, затягивается во много раз дольше. И у хантов понимание этого – в крови. 
- Ханты – Мансийск, вышли на набережную. Новое здание речного вокзала (он же автовокзал) - броское, синее. Но, при всей своей яркости, какое-то безликое. Хотя внутри чисто, просторно и светло. Кстати, обратно, от Хантов до Тобольска два раза в неделю курсирует ракета. Напротив вокзала начинается остров. Иртыш распадается на протоки. До Оби всего 15 километров.

 «Мне без тебя не обойтись, Ханты-Мансийск!» Ханты-Мансийск  

Начинался Ханты-Мансийск с села Самарово. Оно получило свое название от имени хантыйского князя Самара, который хозяйничал в этих местах, пока его войско не разбили казаки Ермака. Местные жители ловили рыбу, охотились, выращивали скот. Через Самарово водным путем шел большой поток товаров: пушнина, рыба, ягода, шкуры. В 1844 году в село пришел первый пароход, а с 1850-х началось регулярное пароходное сообщение по Иртышу и Оби.
Нынешний город вырос из поселка Остяко-Вогульск, построенного в 30-х годах прошлого столетия . Он расположен на Самарской горе, откуда открывается величественная панорама слияния могучих рек - Оби и Иртыша. Центр Ханты-Мансийского автономного округа. Одна из достопримечательностей города - парк-музей «Семь холмов» с памятниками деревянной архитектуры народов ханты и манси. Наглядное представление о всем богатстве и своеобразии духовной культуры и жизненного уклада обско-угорских народов, гармоничного единения с дикой природой в условиях сурового климата. В потаённом уголке музея находится культовое место. Здесь расположены идолы, которым испокон веков поклонялись ханты и манси.
- С началом нового тысячелетия в городе начался строительный бум. Тогда и построили новые улицы, здание природоохранных организаций, Международный Центр биатлона (принимает чемпионаты мира с 2001 года) – весь новый стильный Ханты. Аккуратные разноцветные дома с башенками, чистые и зеленые улицы. Хотя вычурная оригинальность современности выглядит немного безликой и контрастирует с традиционными деревянными двухэтажками. Зато прямо в городе растут красавцы кедры. И старая часть Ханты-Мансийска – Самарово, ещё хранит редкие реликты северной старины. Вот церковь небольшая, красивая - у подножия высокого холма. Но позолоченная крыша напрочь лишила ее строгой сибирской простоты. Над Самарово на самом холме стоит устремленная к небу пирамида, называемая местными «Стрела». Строение масштабное и невыразительное, заметно чуждое городу и окружающему ландшафту. А вид сверху на город и пойму Иртыша - просто потрясающий! 
– Кедрово-еловый массив, покрывающий Ханты-Мансийские холмы, называется Самаровский чугас. В этом лесу хочется стоять и слушать тишину целую вечность. Один лес, без конца и края, словно и нет поблизости города. Здесь был основан этнографический музей под открытым небом – Торум Маа: летний дом, хозяйственные и охотничьи лабазы, навес-коптильня, хлебная печь, родильный домик (рожениц ханты отселяли отдельно - рожали они в одиночестве).
 «Ханты-Мансийск» Югра
 

- Возвращаемся к речному вокзалу, загружаемся на ставший родным «Чернышевский», отчаливаем. Напоследок любуемся уходящим в воспоминания Ханты-Мансийском. Кирпичное здание Рыбзавода… домики у холма… кусочек деревянного тротуара. Дальше по берегу - замечательная банька, с подпорной стенкой, приподнятая, над склоном, чтоб не топило ее в разлив. Тут же лодки, дрова, напиленные из выловленного в реке леса. И - красавец мост, словно парящая птица!

 

- Народу и грузов на теплоходе стало зримо больше. Здесь, где нет дорог, между Хантами и Салехардом, главный путь – река. И основной пассажиропоток, соответственно. Через полчаса хода вниз по течению - слияние Оби с Иртышом. Место незабываемо красивое. Высокие песчаные берега, поросшие лесом, бескрайний простор двух великих сибирских рек. Берега словно раздвинулись, не в силах сдержать мощный натиск воды. Два могучих потока, берущие начало за тысячи километров отсюда, соединяются в один и несут свои воды дальше на Север, в самый холодный океан. В географическом центре слияния рек стоит специальный бакен. Все кидают туда монетки.

«Реченька» Ямра
 

 - Когда начало темнеть появился большой факел горящего газа и разбросанные по равнине светящиеся буровые вышки. Разошлись с теплоходом – близнецом "Родина", тоже работающим на этой линии. Прогудели друг другу двумя длинными тревожными тягучими гудками. 
- В ночь прошли посёлок Октябрьское, райцентр с населением чуть меньше четырёх тысяч человек. Хотя статус посёлка городского типа получен только в 1959 году, село известно аж с 1590 года. Мы плавно идём по тёплому, но такому быстротечному лету…а зимы здесь суровые, по семь месяцев, сильные ветры, метели и до ближайшей железнодорожной станции – шестьдесят километров. Так что, в это утро мы снимаем сливки с северных красот, освещённых ярким солнцем. Зимой так не пожуируешь!

 «Сестра моя – Югра» Ольга Забуга
 

- Вот и утренняя остановка в посёлке с весёлым затейливым названием Перегрёбное. После слияния с Иртышом, Обь, самая большая река России, становится на самом деле великой! Здесь её ширина от - 3 до 7 километров, а глубина - до 20 метров. Долина реки имеет довольно ассиметричную форму. Если правый берег обрывистый и крутой, то левый – пологий. Пойма так насыщена пологами, что похожа на кровеносную систему. От устья Иртыша до села Перегребное у Оби одно широкое русло. Но ниже река разветвляется на Большую и Малую Обь. Их разделяет остров шириной 30-40 километров и длиной около 450 километров. 
Перегрёбное - грузовой и пассажирский речной порт, три с половиной тысячи человек жителей. А затейливое название – с начала прошлого века, от глагола «перегребать», что связано с переправкой купцов. Они направлялись в Берёзов, с правого берега Оби на левый. И переправа была как раз в этом месте. А ещё раньше здесь располагалось поселение хантов - охотников, называвшееся Кевавыт, что в переводе с хантыйского означает «Каменный мыс». 
В 30—40-е годы XX века Перегрёбное становится местом для ссылки политзаключённых. В середине 70-х начинается строительство газокомпрессорной станции. Сейчас Перегрёбнинское линейное производственное управление магистральных газопроводов обслуживает газопроводы Надым − Пунга, Уренгой − Петровск и Уренгой − Новопсков. В посёлке есть детские сады, школа, библиотека, клуб, участковая больница и даже музыкальная школа.

«Обь – река» Татьяна Снежина 
 

- Кстати о рыбе. Муксун – самая знаменитая и дорогая рыба этих краев – «царская», очень жирная. Цены в магазинах на неё тоже «царские». Из ценных пород ещё здесь ловят нельму, ниже, в заливе - осетра. В горных речках Полярного Урала - хариуса. Есть и таймень, но это большая редкость. Вообще, все прибрежные деревеньки и поселки живут рекой. Моторки с рыбаками, проверяющими сети попадаются постоянно.
- Ветер всё сильнее и сильнее. По воде приличная волна, но качки почему-то не чувствуется. Мы идём по Оби. Она здесь покидает тайгу, входит в зону тундры и вечной мерзлоты. Это можно проследить по резкой перемене ландшафта: леса исчезают, а за берегами, покрытыми зарослями низкого кустарника, на сотни километров - плоская болотистая равнина, покрытая зарослями клюквы и брусники. Обь уже не петляет, а делает временами плавные повороты. Вместо высоких обрывистых берегов - песчаные отмели и заливные луга. Мы приближаемся к посёлку Берёзово, оставившему такой заметный след в истории Государства Российского. Просто затерянный в тайге перекресток судеб ярких исторических личностей! 
- Местное население трезвостью не злоупотребляет. Да и почти все небольшие промежуточные остановки - это "пьяные поселки". И при посадке на теплоход, независимо от времени суток, весёлыми оказываются почти все пассажиры. Поэтому следующая песенка на этом рейде придётся очень кстати. Не уверены, что Потап с Настей поют именно про наше Берёзово…мало ли в России и на Украине Берёзовых! Как Донов Педров в Бразилии! Но песня точно наша! Нашего посёлка, нашей реки, нашего федерального округа и всей необъятной России. «Мы все – одно село!» - это точно про нас, включая Госдуму, олигархов, бомжей, политсовет «Единой России» и аппарат Президента! 

 «Про БЕРЕЗОВО» Потап и Настя Каменских

Комментариев нет:

Отправить комментарий